Главная > Рассуждалки > О понимании искусства
 
Отправить своё творчество  
   

Дмитрий Дорохин (консультант Солнечный Ветер), Иркутск
К вопросу о понимании искусства.
Читайте отклики на комментарии к этой статье здесь


Шедевры


Андрей Рублёв
"Троица"



Леонардо да Винчи
"Мадонна Литта"



Рафаэль Санти
"Сикстинская мадонна"



Иван Айвазовский
"Георгиевский монастырь"



Михаил Врубель
"Царевна-Лебедь"



Николай Рёрих
"Ярослав Мудрый"



Архип Куинджи
"Море, Крым"



Иван Айвазовский



Фёдор Рокотов



Иван Шишкин
"Дождь в дубовом лесу"



Рембрандт ван Рейн
"Христос в Эммаусе"



Пьер Ренуар
"Сена"



Клод Моне
"Маки"


Зачастую возникают вопросы по поводу того, как понимать то или иное творчество. Почему кто-то говорит, что это произведение - шедевр, а кто-то не видит в нём ничего особенного? Кто-нибудь скажет: «Сколько людей, столько и мнений». И будет, конечно, прав. Но почему-то в отношении оценки некоторых работ мнения зачастую совпадают. Значит, есть какие-то законы.
Вопрос понимания искусства с одной стороны простой. Что созвучно твоему внутреннему миру, близко сердцу, то и нравится, следовательно, понятно. То, мимо чего в музеях ты проходишь безо всяких эмоций, тебе несозвучно, либо ты не сумел разглядеть нечто, что спрятано за привычными, либо слишком не привычными формами. Понимание зачастую требует напряжения зрителя. Зритель должен поискать. И прийти не один раз посмотреть на картину в оригинале, именно в оригинале, потому что все воспроизведения на экране, в распечатанном виде, конечно же, неточны и теряют что-то. И это что-то подобно тому, что содержит в себе живое письмо твоего друга, написанное от руки, а не на компьютере.
Говорить о том, что хорошо, что плохо в искусстве, не стоит. Можно, проанализировав историю искусства, выявить то, что позволяло некоторым творениям пережить века и оставаться значимыми для последующих поколений.
Первое, что этому способствовало, это тема произведения. Как правило, она должна быть из разряда вечных тем, несущих благородный, жизнеутверждающий настрой. Этот этап, этап замысла произведения, один из самых важных, потому что определяет вектор прилагаемых впоследствии усилий. И хорошо, если он направлен на Общее Благо. Соответствие темы и формы, её выражающей, является вторым немаловажным условием. Задумав нарисовать что-то возвышенное, художник будет стремиться подобрать самые чистые и светлые цвета, самую благородную и лаконичную пластику. И, конечно же, мастерство владения материалом, различными техниками здесь не на последнем месте. Этому учат в художественных учебных заведениях.
Чтобы получилось соответствие, должно возникнуть третье условие - искренность самого художника. В данном случае, как в театре. Чтобы актёр убедил зрителя, он должен в свою роль вжиться. Трудно говорить о том, чего не знаешь. Трудно убедительно изобразить на холсте те чувства, о которых ты знаешь лишь только понаслышке. Отсюда возникают парадоксы. С одной стороны, когда в произведении всё отточено, нарисовано, как сфотографировано (что не является художественной ценностью само по себе), а жизни нет - сердца не трогает. А с другой стороны, неказисто, неумело нарисовано, но ты вдруг умиляешься и чувствуешь, что старался художник и с сердцем творил. В этом плане искренность, т.е. качество вложенных сердечных усилий, играет бОльшую роль, чем знание перспективы, анатомии и владение материалом. Но мировые шедевры содержат в себе все эти три компонента в гармоничной взаимосвязанности.
Истинное искусство всегда ново и содержит в себе активные поиски! Здесь поднимается вопрос творческого переосмысления. Нельзя повторять того, что было ранее, тем языком каким говорили художники того времени. Истины, выражаемые творцами, вечные, но формы их выражения, способы подачи меняются с каждой эпохой. Творческое переосмысление, свой индивидуальный язык говорят о большой внутренней работе художника, больших исканиях, его искренности. Но это не должно быть результатом стремления выглядеть экстраординарным. Это должно прийти естественно в процессе обращения внимания на те грани жизни, которые другими не подмечались, либо подмечались, но не таким образом. Каждый человек индивидуален, и в каждом есть что-то очень высокое и ценное. Творчество должно быть именно таким. Один очень мудрый человек, обращаясь к коллегам художникам, говорил о том, что в творчестве нужно идти без предрассудков и предубеждений, полагаясь на свою интуицию и большой жизненный опыт. Думаю, что и в понимании искусства в сторону зрителя этот совет мудреца равно действует.
Искусство - это язык чувств. Подходя к произведению, должна активизироваться не мозговая деятельность, а деятельность сердца в большей мере. И тут необходимо развивать свою интуицию, чувствознание, которое непосредственно связано с сердцем. Это, так сказать, беспроводной канал связи с высшими измерениями. Предрассудки, заранее установленные рамки восприятия, очень мешают в понимании творчества. Необходимо смотреть шире, чтобы не упустить чего-нибудь ценного. Ну а личный опыт (в отношении зрителя - это насмотренность) позволит дать личную оценку творчеству, поставив его в ряд с теми или иными произведениями. Хотя ставить оценку чему- либо я бы не спешил. Мы меняемся, меняется наше отношение. Ранее поставленная оценка может опять-таки стать препятствием в истинном понимании искусства.
Важно помнить, что создание произведения не заканчивается на этапе его материального воплощения. Зритель является активным сотворцом. Своим отношением к произведению он наслаивает что-то в области тонкоматериального поля картины, что потом повлияет на следующего зрителя. Тут налицо - большая ответственность зрителя.
К картинам нужно относиться как к новорождённым детям: очень осторожно и с большой доброжелательностью. Кто знает, в какой прекрасный цветок расцветёт завтра в твоём сознании увиденное сегодня произведение.
Так же нужно относиться и к самим творцам. Чтобы понять творчество художника, нужно заранее подготовиться и узнать, какие жизненные вопросы его волновали. Быть может прочитать его биографию.
Канал доброжелательности сможет открыть многое и сделать понятным то, что до этого не понималось. При добром отношении к творчеству друг друга мы сможем выработать язык взаимопонимания. Что приведёт нас к сотворчеству. И в дальнейшем поможет нам сделать нашу жизнь и жизнь окружающих лучше.
Абстракция


Пол Билход
"Ночная драка негров в пещере"



Казимир Малевич
"Чёрный круг"



Казимир Малевич
"Красный квадрат"



Василий Кандинский
"Композиция №8"



Лариса Курсакова


Добрый примитив


Мария Приймаченко



Мария Приймаченко



Мария Приймаченко



Мария Приймаченко



Марк Шагал



Марк Шагал
"Скрипач"


Реалистичный негатив







Ваше имя:

Комментарий:

 


Мария Фёдоровна:
Очень интересная и нужная статья. Спасибо!


Лиза:
Дети рождаются все одинаковые, а картины сразу все разные. Если мне не нравится, я не могу относиться доброжелательно.


Мария Алексеевна (Смешинка):
Отличная статья, умная, достойная самого внимательного прочтения. Единственное, в рассмотрении темы произведения я бы написала: "Только созидание. Свет. Гармония. Пусть каждое Творение дарит человеку радость, желание творить добро".


Даша М.:
По-моему, некоторые картины понять нельзя вообще. Это розыгрыш. Например, "Чёрный квадрат". Я могу нарисовать круг красной краской и назвать "Красный круг". Или, например, картина - "Синий треугольник", или "Жёлтый ромб". Чем хуже?


Оля Трефилова:
Мне нравятся рисунки людей и животных, которые похожи на себя. А когда не похоже, мне не нравится.


Алексей:
Статья, без сомнения, хорошая. Но на выставках современной живописи меня часто посещает крамольный вопрос: "А может быть, это всё так странно и непропорционально нарисовано, потому, что современные художники просто не умеют рисовать?"


Алина:
Очень интересная статья.


И.А.Киршин:
Замечательная статья. Важные мысли. Хочется дополнить их соображениями Мастеров: Леонардо да Винчи, Микелеанджело и др.


Марина:
Очень хорошая статья, открывающая искусство со светлой стороны, вдохновляющая на творчество. Я полностью согласна с автором в том, что искусство - язык чувств.


Инна:
Лев, ты можешь еще иллюстрации добавить.


Алина:
Вот и иллюстрации доказывают, что картины старых мастеров - это действительно шедевры, а "квадраты" разные - просто чтобы шокировать зрителей.


Инна:
На квадраты посмотришь - мир еще хуже кажется


Даша Иванова:
Очень интересная статья!Мне кажется, искусство - это то произведение, в которое вложена душа, теплота, доброта, все возможные светлые чувства, которые может испытывать человек!!!! Ну и конечно, это высокое мастерство!!!!